Литературное чтение

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «литературное чтение»
(для слабослышащих детей),
(вариант 2.2)
1 – 4 класс

пгт. Липовцы,2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, а также Примерной программы воспитания и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования для слабослышащих и позднооглохших детей (Вариант 2.2) ФГОС НОО
ОВЗ.
Вариант 2.2 предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной
компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду,
поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания,
говорения), речевого поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов, в
том числе со слышащими детьми и взрослыми на основе словесной речи.
Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся
получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих
сверстников.
Вариант 2.2 предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к
моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого
возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих
получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные
потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и
письменной

формах),

жизненными

компетенциями.

Достижения

планируемых

результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной
школе.
Программа

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,
рабочей программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Бойкиной М.Ф. (сборник
рабочих программ «Школа России», Москва «Просвещение», 2020 г) системы учебников
«Школа России», в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО
ОВЗ для слабослышащих детей, Вариант 2.2.
Цели изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе:

Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов
речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре
народов многонациональной России и других стран.
Задачи реализации содержания:
Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой.
Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и
письму.
Развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления
речевых единиц. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации.
Развитие способности пользоваться письменной и устной речью для решения задач,
связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных
потребностей
Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с
текстом.

Развитие

способности

к

словесному

самовыражению

на

уровне,

соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной
стороны, использование сформированных умений в процессе устной коммуникации.
Формирование у обучающихся житейских понятий, развитие их мышления, развитие
устной и письменной речи в условиях предметно-практической деятельности,
формирование умение работать в коллективе.
Создание основы для развития речевой деятельности обучающихся, для дальнейшего
освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по
получению, преобразованию и применению новых знаний.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение»
позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по
нижеперечисленным параметрам.
В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

 развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять
звуко-буквенный анализ слов; понимание содержания звучащей речи.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

 овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений,
состоящих из слов несложной слоговой структуры;

 определение последовательности событий, понимание прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

 накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
 понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и
воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

 развитие умение сопереживать героям;
 умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых
умений:

 осознание цели речевого высказывания;
 умение задавать вопрос по услышанному произведению;
 умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении
чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной
активности:

 умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных
связей по содержанию;

 формирование запаса литературных художественных впечатлений;

 понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
 актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного; развитие
у детей интереса к художественной литературе.
Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное чтение»
могут проявиться в:

 принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии
социально значимых мотивов учебной деятельности;

 формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе
знакомства с литературными произведениями);

 развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);

 развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
 овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения по учебному предмету «Литературное
чтение» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
Метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:

 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения;

 кодировать и перекодировать информацию;
 осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного,
прочитанного).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:

 понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по
содержанию);

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации;

 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:

 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;

 слушать собеседника и вести диалог;

использовать формулы речевого этикета во

взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования
сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по
нижеперечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в
умениях:

 обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или
прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

 распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок
времени;
словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:

 в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,
получать и уточнять информацию от собеседника;

 в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников;

 в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется:

 в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

 в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и
одноклассниками;

 в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу,
намерение, умение
корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным
предметам;

3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;

4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов,
участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к
поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых
в обществе норм и правил;

6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя,

элементарными

приемами

интерпретации,

анализа

и

преобразования

художественных, научно-популярных и учебных текстов;
формирование потребности в систематическом чтении;
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Виды речевой и читательской деятельности. Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по
прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у
них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к
плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения,
позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и
типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения,
определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к
чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать
сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение
работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение

отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания
прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение
текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов,
сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием
художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка
персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по
контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через
поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ
текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста,
озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный
выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков

героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального
этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и
переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного
словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли
текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом
специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное
построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных
средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического
высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,
отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
класс (132 ч)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей,
составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества,

стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах
сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее
важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Послебукварный период
Жили-были буквы (9ч.)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным,
Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (7ч.)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и
сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Я и мои друзья (9 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С.
Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В.Берестовым, А.Барто, С. Маршаком, Я. Акимом,
о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
Апрель, апрель! Звенит капель (7ч.)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой,
В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (5 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К.
Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
О братьях наших меньших (9 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова,
В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д.
Хармса, К. Ушинского.

класс (136ч)
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя.
Талант читателя.
Устное народное творчество (7 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни,
потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.

Русские народные сказки

«Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и
журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (5ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого,
С.Есенина.
Русские писатели (7ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни.
Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (4 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научнопопулярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина,
Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (5ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима (3ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина,
С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль»,
весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (8 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и
лодыри».

Стихотворения

С.В.Михалкова,

А.Л.Барто.

Юмористические

рассказы

Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (6 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова,
Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (4 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина,
С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (8 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений.
Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран (10 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе

С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
класс (136 ч)
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (9 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда,
дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке
В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение.
Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из
окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты. И.С.Никитин
«Полно, степь моя…», «Встеча зимы». Заголовок стихотворения. И.З. Суриков. «Детство»,
«Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (12ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности:
эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе
Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки.
Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их
сравнение. И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни.
Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. М.Ю.Лермонтов.
Лирические

стихотворения.

Настроение

стихотворения.

Подбор

музыкального

сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и
произведения живописи. Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и
творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов
плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание.
Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2 (3 ч)
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы.

Средства художественной выразительности. К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное
чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки (4 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок.
Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В.М. Гаршин
«Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный
смысл сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной
сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и
выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (5ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение
продолжения сказки. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения.
Характеристика

героев.

А.И.Куприн

«Слон».

Основные

события

произведения.

Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1 (3 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.

А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение

стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С.А.Есенин. Средства художественной
выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое (9ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста.
Сочинение на основе художественного текста. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек».
Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ:
дополнение пересказа текста. В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».
Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В.Бианки. «Мышонок Пик».

Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б.С.Житков
«Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В.П.Астафьев
смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.
А.Л.Барто «Разлука». «В театре». С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка».
«Котёнок» Проект: «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (6ч)

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и
содержания произведения. А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа.
Особенности речи героев. Чтение по ролям. М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие
путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения.
Восстановление порядка произведений. Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг
детства».

Особенности

юмористического

рассказа.

Анализ

заголовка.

Сборник

юмористических рассказов Н.Носова.
По страницам детских журналов (4 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам
журналов для детей. Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по
содержанию. Пересказ. Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое
легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Р.Сеф «Весёлые
стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература (3 ч)
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
класс (102 ч)
Летописи, былины, жития (4 ч)
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи –
основные события Древней Руси. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись
– источник исторических фактов. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст
былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст
былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.
Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».
Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство
Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных
слов и репродукций известных картин. Проект: «Создание календаря исторических
событий»
Чудесный мир классики (10 ч)
П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. События
литературной сказки. Герои сказки. Характеристика героя. А.С.Пушкин. Стихи. «Няне».
«Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи

богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним.
Деление сказки на части. Составление плана. М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины
природы в стихотворении. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки.
Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя
Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. А.П.Чехов
«Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени.
Характер героев.
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…» «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств
художественной выразительности для создания картины природы. А.А.Фет «Весенний
дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Е.А.Баратынский.
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…». И.А.Бунин «Листопад». Картины
осени. Сравнения, эпитеты.
Литературные сказки (7ч)
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана
сказки.

В.М.Гаршин

«Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании

художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.
П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.
Деление текста на части. Составление плана.
Делу время – потехе час (5 ч)
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит
Мишка». Особенности юмористического рассказа. В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не
ел». Смысл заголовка. Герои произведения.
Страна детства (5 ч)
Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения. К.Г.Паустовский «Корзина с
еловыми шишками». М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.
Поэтическая тетрадь (3 ч)
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений М.Цветаевой
разных лет.
Природа и мы (7ч

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. А.И.Куприн «Барбос и
Жулька». М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок
Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Проект «Природа и
мы».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени. Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков.
Картины весны и лета в их произведениях. Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин
«Лебёдушка». Мотивы народного творчества.
Родина (4ч)
И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.ЖИгулин «О, Родина! В
неярком блеске…» Проект: «Они защищали Родину»
Страна фантазия (3 ч)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Кир
Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.
Зарубежная литература (7 ч)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности
их характеров. Г.Х.Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Особенности повествования. Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и
Иуда

Тематическое планирование по курсу «Литературное чтение»
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
1. Формирование чувства гордость за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических, демократических ценностных ориентаций.
2. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык

самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирование и отстаивания своей точки зрения.
1 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

Букварный период

ч

Послебукварный период

20 ч

Жили-были буквы

ч

Сказки, загадки, небылицы

ч

Я и мои друзья

ч

Апрель, апрель! Звенит капель

ч

И в шутку и всерьез

ч

О братьях наших меньших

ч
Итого

132 ч

2 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

Самое великое чудо на свете

ч

Устное народное творчество

ч

Люблю природу русскую. Осень

ч

Русские писатели

ч

О братьях наших меньших

ч

Из детских журналов

ч

Люблю природу русскую. Зима

ч

Писатели детям

ч

Я и мои друзья

ч

Люблю природу русскую. Весна

ч

И в шутку и всерьёз

ч

Литература зарубежных стран

ч

Итого

ч

3 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

Самое великое чудо на свете

ч

Устное народное творчество

ч

Поэтическая тетрадь 1

ч

Великие русские писатели

ч

Поэтическая тетрадь 2

ч

Литературные сказки

ч

Были-небылицы

ч

Поэтическая тетрадь 1

ч

Люби живое

ч

Поэтическая тетрадь 2

ч

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

ч

По страницам детских журналов

ч

Зарубежная литература

ч
Итого

ч

4 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

Летописи, былины, жития

ч

Чудесный мир классики

ч

Поэтическая тетрадь

ч

Литературные сказки

7ч

Делу время – потехе час

ч

Страна детства

ч

Поэтическая тетрадь

ч

Природа и мы

ч

Поэтическая тетрадь

ч

Родина

ч

Страна фантазия
Зарубежная литература
Итого

ч
7ч
102 ч

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».