Изобразительное искусство

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «изобразительное искусство»
(для слабослышащих обучающихся),
(вариант 2.2)
1 – 4 класс

пгт. Липовцы,2021

Пояснительная записка.
Примерная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования, а также Примерной программы
воспитания и является приложением к Адаптированной основной
общеобразовательной программе начального общего образования для
слабослышащих и позднооглохших детей (Вариант 2.2) ФГОС НОО ОВЗ.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной
школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т. е. культуры мир отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е.
зоркости души ребенка.
Задачи:


воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;



воспитание

нравственных

чувств,

уважения

к

культуре

народов

многонациональной России и других стран;


готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию в искусстве и через искусство;



развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего
мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;



освоение

первоначальных

знаний

о

пластических

искусствах:

изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в
жизни человека и общества;


овладение элементарной художественной грамотой;



формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в

различных

видах

художественно-творческой

деятельности,

разными

художественными материалами;


совершенствование эстетического вкуса.



совершенствование

эмоционально-образного

восприятия

произведений

искусства и окружающего мира;


развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);



формирование

навыков

работы

с

различными

художественными

материалами.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у обучающихся будет формироваться:

• эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине,
природе, людям);

• толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных
ценностей и духовных традиций;

• художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения
искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений
окружающей жизни.
В познавательной сфере у обучающихся будет развиваться:

• способность к художественному познанию мира;
• умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности.
В трудовой сфере у обучающихся будут формироваться:

• навыки использования различных художественных материалов для работы в
разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, художественное конструирование);

• стремление использовать художественные умения для создания красивых
вещей или их украшения.

Метапредметные результаты
У обучающихся продолжится формирование:

• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

• желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;

• активного использования языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов;

• обогащения

ключевых

компетенций

художественно-эстетическим

содержанием;

• мотивации и умений организовывать самостоятельную художественнотворческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для
реализации художественного замысла;

• способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты
Выпускник научится:
 различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно­прикладное

искусство)

художественно­творческой

деятельности,

и

участвовать
используя

в

различные

художественные материалы и приемы работы с ними для передачи
собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических
искусств, понимать их специфику;
 эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно­творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами
художественного образного языка;
 узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего

национального,

российского

и

мирового

искусства,

изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие,
красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона,
 показывать на примерах их роль и назначение.
 создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
 использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет,объем, фактуру; различные
художественные

материалы

для

воплощения

собственного

художественно­творческого замысла; различать основные и составные,
теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с
помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для
передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой
деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры,
декоративно­прикладного искусства образ человека:
 передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;

наблюдать,

сравнивать,

сопоставлять

и

анализировать

пространственную форму предмета; изображать предметы различной
формы; использовать простые формы для создания выразительных
образов

в

живописи,

конструировании;

скульптуре,

использовать

графике,

художественном

декоративные

элементы,

геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и
предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания
орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в
России (с учетом местных условий).
 осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­творческой деятельности; выбирать художественные
материалы, средства художественной выразительности для создания
образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к

ним;

решать

художественные

задачи

(передавать

характер

и

намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета,
явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое
отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
 воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях; видеть проявления прекрасного в
произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в
природе, на улице, в быту; высказывать аргументированное суждение о
художественных произведениях, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях.
 пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры,

декоративно­прикладного

искусства,

художественного

конструирования в собственной художественно­творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации
известного, создавать новые образы

природы, человека, фантастического

существа и построек средствами

изобразительного искусства и

компьютерной графики;
 выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
 видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
 понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим
вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая
свое отношение к ним;
 изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.


Содержание учебного предмета
1 класс
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (33 ч)
Ты учишься изображать
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту нужно уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч)
Как и чем работает художник?
Три основных цвета — желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
О чем говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.

Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает
свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС ( 34 ч)
Искусство в твоем доме
Вводный урок. Воплощение замысла в искусстве.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.

Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Конструирование сувенирной куклы
Театральный занавес.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музей в жизни города.
Картина — особый мир.
Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Выставка работ детей (обобщение за год).
4

класс

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (34 ч)
(Изображение, Украшение, Постройка в творчестве народов всей Земли)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).

Тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство»
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы

воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
1. Формирование чувства гордость за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических, демократических
ценностных ориентаций.
2. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирование и отстаивания своей
точки зрения.

1 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

1

Ты учишься изображать

8ч

2

Ты украшаешь

8ч

3

Ты строишь

4

Изображение, Украшение, Постройка всегда
помогают друг другу
Итого

11 ч
6ч
33 часа

2 класс
№
1

Название разделов и тем
Как и чем работает художник?

Количество часов
8ч

2

Реальность и фантазия

9ч

3

О чем говорит искусство

10 ч

4

Как говорит искусство

7ч
Итого

34 часа

3 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

1

Искусство в твоем доме

8ч

2

Искусство на улицах твоего города

7ч

3

Художник и зрелище

4

Художник и музей

11 ч
Итого

8ч
34 часа

4 класс
№

Название разделов и тем

Количество часов

1

Истоки родного искусства

9ч

2

Древние города нашей земли

7ч

3

Каждый народ — художник

4

Искусство объединяет народы

10 ч
8ч
Итого

34 часа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».