Учебный план адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) для V-IX классов

МОБУ Липовецкая СОШ №1
Недельный учебный план адаптированной основной образовательной программы
общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(вариант 1) для V-IX классов
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
Предметные области

1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество

5. Искусство

Класс
Количество часов в год
Учебные"~^^^ предметы
5
6
7
8
"""""""
■■■■■'■-■■■■••■..
Обязательная часть
1.1. Русский язык
4
4
4
4
4
4
4
4
1.2. Чтение (Литературное
чтение)
2.1. Математика
4
4
3
3
1
1
2.2. Информатика
2
2
3.1. Природоведение
3.2. Биология
1
1
3.3. География
2
2
1
3.4. Основы социальной
жизни
1
1
1
1
2
3.5. Мир истории
3.6. История Отечества
2
2
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.1. Адаптивная
физическая культура
6.1. Профильный труд

6. Физическая
культура
7.Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность:
Спортивно-оздоровительное направление
Духовно-нравственное направление
Социальное направление
Общекультурное направление

9

Всего

4
4

20
20

3
1
1
1

17
3
4
3
6

1
2

5
2
3

1
2

-

-

-

-

1
2

3

3

3

3

3

15

6
27
2

6
28
2

7
28
2

8
28
2

8
28
2

35
139
10

29

30

30

30

30

149

6

6

6

6

6

30

4
1
1
1
1

4
1
1
1
1

4
1
1
1
1

4
1
1
1
1

4
1
1
1
1

20
5
5
5
5

Пояснительная записка к учебному плану 5-9 классов для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Учебный план МОБУ Липовецкая СОШ №1 для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составлен на основе базисного учебного плана
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант
базисного плана для обучающихся 1 –9 классов с лёгкой умственной отсталостью).
Учебный план разработан на основе следующих документов:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении
учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N
189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. № 81
об утверждении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
организациях», зарегистрированные в Минюсте России 18.12.2015 г. (регистрационный
номер 40154);
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2015 N 38528);
6. Устава Учреждения;
7. Локальных актов МОБУ Липовецкая СОШ №1, регламентирующих организацию
образовательного процесса.
В 2023-2024 учебном году в школе обучаются 2 ученика: 8 класс -АООП 1599 (вариант 1) и
6 класс АООП ООО обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)
Учебный план составлен с учетом особенностей познавательной деятельности
обучающихся, направлен на исправление имеющихся у них дефектов развития, подготовку
воспитанника к участию в трудовой деятельности в условиях современного общества, а
также социально – психологической реабилитации для последующей интеграции в
обществе.
Учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением)
рассчитан на 5-ти летний срок обучения.
Продолжительность учебных занятий 45 минут, что определяется из реальных
возможностей нервно-психического здоровья обучающихся.
Продолжительность учебного года 34 недели. Обучение организовано по 5-ти дневной
учебной неделя.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со
учебным годовым календарным графиком, продолжительность каникул в течение учебного
года – 30 календарных дней, не менее 8 недель летом.

Объем максимальной нагрузки обучающихся состоит из суммы часов образовательной
области, коррекционной подготовки и обязательных занятий. В максимальную нагрузку не
входят часы занятий, включенных в коррекционно-развивающую область. Объем учебной
нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям не превышает
максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения (СанПиН 2.4.2.328615): 5 класс – 29 часов, 6 класс- 30 часов, 7 класс – 32 часа, 8-9 классы – 33 часа. Учебными
пособиями все обучающиеся обеспечены в полном объеме.
В школьный компонент учебного плана включены дисциплины обязательных, групповых
коррекционных занятий.
Учебный план (Вариант № 1) включает 12 обязательных учебных предметов,
коррекционную подготовку, школьный компонент.
В процессе усвоения обязательных учебных предметов обучающиеся достигают уровня
элементарной
грамотности,
овладевают
навыками
общения,
учебного
и
профессионального труда, культуры поведения. Обучение общеобразовательным
предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим,
учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера
и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами
общества.
В целях реабилитации личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на уроках проводится коррекционная работа: развитие
восприятия, внимания, памяти, мышления; развитие пространственной ориентировки;
развитие эмоционально- волевой сферы, развитие коммуникативных навыков и
обогащение словарного запаса через ориентировку в задании и составлении плана работы;
через приёмы, повышающие активную мыслительную деятельность (сравнение и
сопоставление, объяснение и доказательство, обобщение и классификация); через
формирование умения ориентироваться в различных источниках информации в ходе
проведения игр, экскурсий, практических работ.
«Письмо и развитие речи», «Чтение и развитие речи» как учебные предметы являются
ведущими, т.к. от их усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Задачи обучения данным предметам – научить школьников правильно и осмысленно
читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного
письма, повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно
и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
«Математика» представлена элементарной математикой и в ее структуре –
геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую
направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению
домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математика вносит
существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно
продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического
мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин:
трудового обучения, истории, географии, биологии, физкультуры, социально-бытовой
ориентировки и др.
«История Отечества» (7-9 классы) и «Обществознание» (8-9 классы) формируют основы
правового и нравственного воспитания на основе знакомства с наиболее значимыми
событиями из истории нашей Родины, современной общеполитической жизни страны,

элементарных сведений о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных
законов нашей страны.
«Природоведение» (5 класс), «Биология» (6 – 9 класс) предусматривают изучение
элементарных сведений, доступных обучающимся о живой и неживой природе, об
организме человека и охране его здоровья. У обучающихся формируется правильное
понимание и отношение к природным явлениям, они овладевают некоторыми
практическими навыками выращивания растений, ухода за животными, навыками
сохранения и укрепления здоровья.
«География» (6 – 9 класс) включает физическую географию России и зарубежья, позволяет
на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической,
социально-экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих
на образ жизни, хозяйственную деятельность человека на земле.Особое место в курсе
географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что
существенно дополняет систему
воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию.
Обучение «ИЗО» и «Музыке и пению» предполагает овладение школьниками
элементарными основами этих видов деятельности: навыками рисования, слушания
музыки и пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее
развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое,
нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков – обязательное условие
учебного процесса.
Учебный предмет «Физкультура» направлен на коррекцию психофизического развития
обучающихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной
подготовки. На уроках физической культуры укрепляется здоровье школьников,
закаливается организм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные
качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические
навыки, физическая работоспособность.
Особое значение придаётся подготовке обучающихся к трудовой деятельности. Эта задача
решается путем воспитания общей готовности к труду у обучающихся и получения ими
профессионально - трудовых знаний и навыков по определенной специальности.
Профессионально-трудовое обучение в 5-9 классах – это подготовка обучающихся к
самостоятельному труду. Профессионально-трудовое обучение в большей мере
соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет
поэтапно с 1 по 9класс формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его
компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных
предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс
прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и мн. др.
Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует
направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие
коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно -поведенческих и других свойств
психики.
Задачи коррекционной подготовки в учебном плане реализуются через специальные
коррекционные курсы «Социально - бытовая ориентировка» (СБО) в 5-9 классах. Для более
успешной социальной адаптации и реабилитации обучающиеся нуждаются в
целенаправленном воспитании. На уроках СБО осуществляется практическая подготовка

обучающихся к самостоятельной жизни, возможности посильно участвовать в труде,
приобщаться к культурной и социальной жизни общества, устраивать свой быт в
соответствии с нормами и правилами общежития.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся, проводимых в следующих формах:
1.Письменными формами проведения аттестации являются
- диктант (5-9 классы)
- контрольное списывание (5-9 классы)
- контрольная работа по математике (5-9 классы)
2. К устным формам промежуточной аттестации относятся
- проверка техники чтения (1-5 классы)
-устный счет (5-9 классы)
-тестирование (5-9 классы)
-сдача нормативов по физической культуре (5-9 классы)
3. Зачет по физической культуре (5-9 классы)
В соответствии с решением педагогического совета отдельным обучающимся письменные
контрольные работы могут быть заменены устными. Промежуточная аттестация по письму
и развитию речи может проводиться индивидуально с педагогом-психологом с учётом
психофизических особенностей обучающихся.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким
учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
Уважительными причинами непрохождения промежуточной являются:
время болезни;
пребывание в оздоровительном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в
длительном лечении;
нахождение в лечебно-профилактическом учреждении;
отпуск по беременности и родам.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в установленные
школой сроки в пределах одного года с момента образования академической
задолженности.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или
имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента её
образования, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы в выпускных 9
классах завершается итоговой аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению.
Обучающиеся, получившие удовлетворительные оценки, получают документ
установленного образца об окончании образовательного учреждения.
Таким образом, в данном варианте учебного плана заложены возможности для создания
средствами образования коррекционно - развивающей среды, индивидуализации
образовательного процесса, поддержки социального развития каждого обучающегося с
ограниченными

возможностями здоровья.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».