Рабочая программа учебного предмета Астрономия 11 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Липовецкая
средняя общеобразовательная школа №1 Октябрьского муниципального
округа»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете

Заместитель директора УВР

директор

Л.С. Раецкая

М.Н. Ларина

.«31» августа 2023 г.

Приказ № 83-о
от «31» августа 2023.

«31» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Астрономия»
для обучающихся 11 класса
на 2022-2023 учебный год

Составила: Дмитриева Елена Степановна,
учитель химии

пгт. Липовцы
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» (предметная
область «Естественно-научные предметы») – (далее – программа Астрономия)
разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС
СОО, федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания
учебного предмета «Астрономия» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Содержание программы «Астрономия» как курса, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,
о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел
и их систем, а также самой Вселенной.
Рабочая программа предмета «Астрономия» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, на основе следующих нормативных документов:
1 Приказ Минобрнауки от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
2 Приказ Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
3 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по
введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для
изучения на уровне среднего общего образования».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2

Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:
● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах
Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших
развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных
тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных
приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте
для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
● использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;
● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задача учебного предмета «Астрономия»:
– формирование естественно-научной грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это не синоним естественнонаучных знаний и умений, а
знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный человек
стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные
особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 часа, 1 час в неделю.
3

Содержание учебного предмета «Астрономия»
Предмет Астрономия, ее значение и связь с другими науками(2ч.)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии.(5ч.)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение
звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое
годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения
Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы.(7ч.)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет
и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел
в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел
под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение
искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы.(8ч.)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля
и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела
Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды.(6ч.)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его
энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю.
Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма
«спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные

4

и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы.
Строение и эволюция Вселенной.(5ч.)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы.
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной.(2ч.)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
радио - астрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы
у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью,
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной
образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том
числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
5

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из
них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования,
структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Регулятивные УУД:

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из
них наиболее эффективный.
Познавательные УУД:

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый
материал, формулировать выводы и заключения;

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

выполнять познавательные и практические задания;

извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Коммуникативные УУД:


аргументировать свою позицию.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе
представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать
6

основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, видов и способов деятельности должен системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность
обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в
процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие
особенности:

цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как
их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности
подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не
только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего
значимость для других;

учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть
организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые
способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному
виду деятельности.
Планируемые результаты освоения астрономии в 11 классе
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник получит представление:
 о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
 о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
 о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
 об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий;

7

 о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита
авторского права и т. п.); о деятельности организаций, сообществ и

структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
 решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
 использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
 использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни; − использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке
собственных целей;
 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования,
с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении
работы;
8

 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
Тематическое планирование учебного предмета «Астрономия» 11 класс

Раздел

I
II

Тема
Астрономия, ее значение и связь с другими
науками
Практические основы астрономии. Вклад
российских учѐных в развитие науки – астрономия.

В том
Количество числе,
часов
контр.
раб.
2
5

Строение Солнечной системы.

III

Вклад российских учѐных и инженеров в
исследование космического пространства с
помощью КА и ИС.

7

Природа тел Солнечной системы.
IV

Вклад советских учѐных в исследование и
изучение Луны.

8

Солнце и звезды.
V

VI

Солнечная активность и ее влияние на Землю и биосферу.
Строение и эволюция Вселенной.

5

4
9

Работы Г.А. Гамова о происхождении Вселенной.
VII

Жизнь и разум во Вселенной

3

Международное сотрудничество России в
освоении и изучении Космического пространства.
Учебно-методическое обеспечение
1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2017
2. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый
уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К.
Страута, М. Дрофа, 2018
3. Интернет- ресурсы
http://college.ru
http://www.astro.websib.ru

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».