Рабочая программа учебного предмета ОБЖ для обучающихся 11 класса

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Липовецкая
средняя общеобразовательная школа №1 Октябрьского муниципального
округа»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете

Заместитель директора УВР

директор

Л.С. Раецкая

М.Н. Ларина

.«31» августа 2023 г.

Приказ № 83-о
от «31» августа 2023.

«31» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 10-11 класса
на 2023-2024 учебный год

Составила: Дмитриева Елена Степановна,
учитель ОБЖ

пгт. Липовцы
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» (предметная область «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности») – (далее – программа ОБЖ) разработана
на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО,
рабочей программы воспитания, Концепции преподавания
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и
предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Содержание программы ОБЖ выстроено в логике последовательного
нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной
ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой,
преемственности приобретения обучающимися знаний и формирования у
них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЖ обеспечивает реализацию практико-ориентированного
подхода в преподавании ОБЖ, системность и непрерывность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них навыков в области
безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего
образования; продолжения освоения содержания материала в логике
последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения
модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни с учѐтом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЖ обеспечивает:
мотивации ведения безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни;
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и
потребностям общества в формировании полноценной личности
безопасного типа;
освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и
среднего общего образования;
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В современных условиях с обострением существующих и появлением
новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России
(резкий рост военной напряжѐнности на приграничных территориях;
продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма;

существенное ухудшение медико-биологических условий
жизнедеятельности;
нарушение экологического равновесия и другие) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также
для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности
жизнедеятельности остаѐтся сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное
образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание
личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности,
овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения
безопасности в повседневной жизни.
ОБЖ является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется
через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы
взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области
безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных
предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория
безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на
изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных,
технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное
видение всего комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до
глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения
безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для
выпускников построение адекватной модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у
выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных
ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в
экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности
безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать
благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и
государства.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования является
формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения
здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и
развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к
применению необходимых средств и действиям при возникновении

чрезвычайных ситуаций;
рмированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного поведения в
интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства;
е роли личности, общества и государства в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
1.1. Автономное пребывание человека в природной среде. Автономное
пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе.
Способы подготовки человека к автономному существованию в природной
среде.
1.2. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной
среде
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.
Определение своего местонахождения и направления движения на
местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по
маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной
безопасности.
1.3. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.
Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных
зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения
пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
1.4.Правила личной безопасности при пожаре
Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение
мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при
пожаре в жилом или общественном здании.
1.5. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях
Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных
бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Безопасное
обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии.
Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

1.6. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в
транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила
безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
1.7. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта.
Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при
возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае
захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.
1.8. Уголовная ответственность за участие в террористической
деятельности.
Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий,
создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват
заложников, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, за
организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.
Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их
возникновения и возможные последствия.
Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы,
лесные пожары — опасные чрезвычайные ситуации природного характера,
приводящие к гибели людей.
2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в
условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного характера — геологического,
метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их
возникновения и возможные последствия.
2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в
условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального
характера.
3.1. Военные угрозы национальной безопасности России.
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные
интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета,
территориальной целостности, обеспечение условий для мирного,
демократического развития государства.
3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.
Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война,
крупномасштабная война.
3.3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности
России.
Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной
террористической деятельности в России. Международный терроризм как
социальное явление.

3.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Основные виды терроризма по средствам, используемым при
осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того,
против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные
черты, которые характеризуют современный терроризм.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций.
Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению
безопасности личности, общества и государства.
4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации
по обеспечению безопасности.
Положения Конституции Российской Федерации, основные законы
Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение
безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской
обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание
основных положений законов, права и обязанности граждан.
4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.
Тема 5. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской
Федерации.
5. 1.Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом
Правовая основа противодействия терроризму в современных условиях:
Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные договоры Российской Федерации,
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г., №
35-Ф3), Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (от
15 февраля 2006 г., № 116).
5.2. Контртеррористическая операция.
Контртеррористическая операция, ее предназначение и условия
проведения, состав группировки сил и средств, включаемых в
контртеррористическую операцию. Правовой режим контртеррористической
операции. Окончание контртеррористической операции.
5.3. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор
ситуационных задач).
Правила поведения в случае захвата вас в заложники.
Правила поведения, если вы подверглись нападению с целью похищения.
Обеспечение безопасности при захвате самолета террористами.
5.4. Правила поведения при угрозе террористического акта (разбор
ситуационных задач). Обеспечение безопасности при перестрелке.О порядке
приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по
телефону.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здоровогообраза жизни.
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие.
6.1. Здоровый образ жизни
Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья
человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные
элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка,
активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов
жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение
правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека,
его физических и духовных качеств.
6.2. Значение двигательной активности и физической культуры для
здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности. Необходимость выработки привычки к систематическим
занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня
работоспособности и долголетия.
6.3.Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление
алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание,
возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных
веществ. Профилактика наркомании.
6.4. Правила личной гигиены
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и
волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Тема 7. Нравственность и здоровье.
7.1. Нравственность и здоровье
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и ее значение
в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной
жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор).
Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для
создания прочной семьи.
7.2. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), формы передачи,
причины, способствующие заражению. Меры профилактики. Уголовная
ответственность за заражение венерической болезнью.
7.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧинфекции
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и основные пути заражения.
Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧинфекцией.
Тема 8. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных
заболеваний.

8.1. Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая часть подготовки
юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье
индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое.
Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье
человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и
укрепления здоровья — социальная потребность общества.
8.2.Основные инфекционные заболевания, их классификация и
профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм
передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об
иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи
инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных
заболеваний.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи.
Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
9.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и
инсульте. Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие
правила оказания первой медицинской помощи при острой сердечной
недостаточности. Инсульт, основные причины его возникновения, признаки
возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.
9.2. Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие о ране,
разновидностях ран. Последовательность оказания первой медицинской
помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
9.3. Основные правила оказания первой медицинской помощи. Наиболее
целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи.
9.4. Правила
остановки
артериального
кровотечения.
Признаки
артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения.
Правила наложения давящей повязки, правила наложения жгута.
9.5.Способы иммобилизации и переноска пострадавшего. Цель
иммобилизации, возможные средства для иммобилизации.
Способы переноски пострадавшего.
9.6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата. Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины
их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах
опорно-двигательного аппарата.
9.7. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме
груди, травме живота. Черепно-мозговая травма, основные причины ее
возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь при
черепно-мозговой травме.
Травма груди, причины ее возникновения, возможные последствия. Первая
медицинская помощь при травме груди.

Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия.
Первая медицинская помощь при травме живота.
9.8. Первая медицинская помощь при травме в области таза, при
повреждении позвоночника, спины. Травма в области таза, причины ее
возникновения, возможные последствия. Первая медицинская помощь при
травме в области таза.
Травмы позвоночника и спины, основные виды травм позвоночника и
спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской
помощи при травмах позвоночника и спины.
9.9. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации.
Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо
рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа
сердца и искусственной вентиляции легких.
Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел V. Основы обороны государства.
Тема 10. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности
страны.
10.1. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности
страны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по
обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении
боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и
органы управления гражданской обороной.
10.2. Основные виды оружия и их поражающие факторы.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.
Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по
предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства
поражения, поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств
поражения.
10.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных
ситуациях военного и мирного времени.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок
подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о
чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по
сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
10.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного
и мирного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение
защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.
Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно
проводить в имеющихся защитных сооружениях).

10.5. Средства индивидуальной защиты.
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования.
Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
10.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное
содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной
обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Тема 11. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники
нашего Отечества.
11.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв.
Военная реформа Ивана IV Грозного в середине XVI в. Военная реформа
Петра I Великого, создание регулярной армии, ее особенности. Военные
реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
11.2. Памяти поколений — дни воинской славы России.
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую
роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся
в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
11.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и
управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации,
специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление
Вооруженными Силами Российской Федерации.
Тема 12. Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны
государства.
12.1. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России
Основные функции: пресечение вооруженного насилия, обеспечение
свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве,
выполнение союзнических обязательств.
Основные задачи по обеспечению военной безопасности, по опережению
вооруженного нападения, в операциях по поддержанию мира; во внутренних
вооруженных конфликтах.
12.2. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Значение и роль миротворческой деятельности Вооруженных Сил России.
Нормативно-правовая база для проведения миротворческой деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тема 13. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск.
13.1. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и
военная техника Сухопутных войск.

13.2. Воздушно-космические Силы, их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника ВКС.
13.3. Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и
военная техника ВМФ.
13.4. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и
предназначение. Вооружение и военная техника РВСН.
13.5. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение
13.6. Войска и воинские формирования, не входящие в состав
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской
Федерации, их предназначение. Войска гражданской обороны, входящие в
состав МЧС России, их задачи в мирное и военное время.
Тема 14. Боевые традиции Вооруженных Сил России.
14.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника
Отечества.
Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить
ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность военнослужащего по вооруженной
защите Отечества. Основные составляющие личности военнослужащего —
защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнять
воинский долг.
14.2. Дружба и войсковое товарищество — основы боевой готовности
частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества
в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
Тема 15. Символы воинской чести.
15.1. Боевое Знамя воинской части.
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы.
Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий
особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
15.2. Ордена и медали — почетные награды за воинские отличия и заслуги
в бою и военной службе.
История государственных наград России за военные заслуги перед
Отечеством.
15.3. Военная форма одежды.
Предназначение военной формы одежды и знаков различия
военнослужащих, их воспитательное значение.
Тема 16. Воинская обязанность.
16.1. Основные понятия о воинской обязанности
Определение воинской обязанности и ее содержание. Воинский
учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную
службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе,

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период
пребывания в запасе.
16.2. Организация воинского учета.
Основное предназначение воинского учета. Государственные органы,
осуществляющие воинский учет. Категория граждан, не подлежащих
воинскому учету. Сведения о гражданине, которые содержатся в документах
по воинскому учету.
16.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
Время первоначальной постановки граждан на воинский учет.
Состав комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский
учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при
первоначальной постановке граждан на воинский учет.
16.4. Обязанности граждан по воинскому учету.
Основные обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на
военную службу и при увольнении с военной службы.
16.5.
Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной
службе, определенное Федеральным законом Российской Федерации «О
воинской обязанности и военной службе». Периоды обязательной
подготовки к военной службе и их основное предназначение.
16.6. Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным
воинским должностям.
Общие требования к качествам военнослужащих, исполняющих
обязанности на должностях связи и наблюдения. Водительские и
технические должности, прочие воинские должности.
16.7. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
Предназначение подготовки по военно-учетным специальностям. Порядок
осуществления отбора граждан для подготовки по военно-учетным
специальностям. Льготы, предоставляемые гражданину, прошедшему
подготовку по военно-учетной специальности, при призыве на военную
службу.
16.8. Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан квоенной
службе.
16.9. Организация медицинского освидетельствования граждан при
постановке их на воинский учет.
Основное предназначение и порядок проведения медицинского
освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет.
Категории годности к военной службе. Порядок медицинского
освидетельствования граждан, желающих поступить на учебу в военные
образовательные учреждения высшего профессионального образования.
16.10.Профессиональный психологический отбор и его предназначение.
Критерии по определению профессиональной пригодности призывника к
военной службе.
16.11. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

Предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан.
Военные сборы. Пребывание в запасе.
Раздел VI. Основы военной службы.
Тема 17. Особенности военной службы.
17.1. Правовые основы военной службы
Положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов
Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О
воинской обязанности и военной службе», определяющие правовые основы
военной службы.
17.2.Статус военнослужащего.
Общие понятия о статусе военнослужащего. Основные права и льготы
военнослужащих. Обоснование некоторых ограничений прав и свобод
военнослужащих. Время, с которого граждане приобретают статус
военнослужащих.
17.3. Военные аспекты международного права.
Общие понятия о «Праве войны». Международные правила, которые
необходимо соблюдать военнослужащим в бою. Категории лиц и объектов,
которым международным правом предоставлена особая защита.
17.4. Общевоинские уставы.
Общевоинские уставы — это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
17.5. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Основное предназначение Устава внутренней службы Вооруженных Сил
Российской Федерации и его общие положения.
17.6. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основное предназначение Дисциплинарного устава Вооруженных Сил
Российской Федерации и его общие положения.
17.7. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Основное предназначение Устава гарнизонной и караульной службы
Вооруженных Сил Российской Федерации и его общие положения.
17.8. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основное предназначение Строевого устава ВС РФ и его общие
положения.
Тема 18. Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества. Честь и
достоинство воина Вооруженных Сил Российской Федерации.
18.1. Основные виды воинской деятельности.
Основное предназначение и обусловленность воинской деятельности
военнослужащего.
Учебно-боевая
подготовка,
служебно-боевая
деятельность, реальные боевые действия.
18.2. Основные особенности воинской деятельности.
Зависимость воинской деятельности от вида ВооруженныхСил и рода
войск, от воинской должности и класса сходных воинских должностей.
Общие виды и основные элементы воинской деятельности.

18.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и
индивидуальным качествам гражданина.
Общие требования воинской деятельности: внимание, быстрота и гибкость
мышления, самостоятельность, ответственность, способность принимать
решения.
18.4. Военнослужащий — патриот.
Любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая
воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и
военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы,
независимости, конституционного строя России, народа и Отечества —
основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и
достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества.
18.5. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Воинская честь и достоинство — неотъемлемое качество военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Гуманность и
человеколюбие — это неотъемлемое качество российского воина во все
времена. Чувство глубокой ответственности за защиту Родины, готовность к
преодолению трудностей при исполнении воинского долга.
18.6. Военнослужащий — специалист своего дела.
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей
вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в
бою, понимание роли своей военной специальности и должности в
обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность
постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать
свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
18.7. Военнослужащий — подчиненный,
выполняющий
требования
воинских уставов, приказы командиров и начальников
Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской
Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко
всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе
порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность
в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои
обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при
выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
18.8. Основные обязанности военнослужащих.
Общие обязанности военнослужащих, должностные и специальные
обязанности
военнослужащих.
Сущность
основных
обязанностей
военнослужащих и чем они определяются.
Тема 19. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
19.1. Порядок вручения Боевого Знамени воинской части.
Порядок вручения Боевого Знамени воинской части. Когда,кем и от чьего
имени воинской части вручается Боевое Знамя.

19.2.Порядок приведения военнослужащих к Военной присяге (принесения
обязательства).
Военная присяга. Ее роль и значение для каждого военнослужащего.
Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на
пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги. Текст обязательства
(для иностранных граждан).
19.3.Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и
стрелкового оружия. Порядок вручения стрелкового оружия. Порядок
закрепления военной техники и вооружения.
19.4.Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской
Федерации.
Предназначение ритуала и порядок его проведения.
Тема 20. Прохождение военной службы по призыву.
20.1.Призыв на военную службу
20.2. Порядок прохождения военной службы по призыву Размещение и
быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Тема 21. Прохождение военной службы по контракту.
21.1. Особенности
военной
службы
по
контракту. Требования,
предъявляемые к гражданину при поступлении на военную службу по
контракту. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту.
21.2. Альтернативная гражданская служба.
Тема 22. Размещение и быт военнослужащих.
22.1.
Размещение военнослужащих.
Размещение военнослужащих. Содержание помещений, противопожарная
защита, охрана окружающей среды.
22.2.
Распределение времени и повседневный порядок. Распределение
времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и
вечерняя поверка, завтрак, обед, ужин, учебные занятия.
Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
22.3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
Тема 23. Суточный наряд, общие обязанности суточного наряда.
23.1. Суточный наряд. Общие положения. Общие обязанности лиц
суточного наряда.
23.2. Обязанности дежурного по роте.
Дежурный по роте. Основные обязанности дежурного по роте.
23.3. Обязанности дневального по роте.
Дневальный по роте. Общие обязанности дневального по роте.
Тема 24. Организация караульной службы.
24.1.Организация караульной службы. Общие положения.
24.2. Часовой и его неприкосновенность.
24.3. Обязанности часового.
Тема 25. Строевая подготовка.
25.1. Строи и управление ими.

25.2. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка,
повороты на месте и в движении.
25.3. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в
движении.
25.4. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход
от него.
25.5. Строи отделения, развернутый строй, походный строй. Выполнение
воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Тема 26. Огневая подготовка.
26.1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка,
смазка и хранение.
26.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата
Приемы и правила стрельбы из автомата.
Подготовка автомата к стрельбе. Меры безопасности при стрельбе.
Тема 27. Тактическая подготовка.
27.1. Современный бой.
Основные виды современного боя.
27.2. Обязанности солдата в бою
Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения
солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их
выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЖ, должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности
и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к
осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в
повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения,
защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному
наследию и уважительном отношении к традициям многонационального
народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЖ включают:
1) гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося,

готового и способного применять принципы и правила безопасного
поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
ответственности в области защиты населения и территории Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с
безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения
комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к
своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев
Отечества, гордости за свою Родину и Вооружѐнные Силы Российской
Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России,
российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым
традициям Вооружѐнных Сил Российской Федерации, достижениям
России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная
убеждѐнность и готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского
воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других
людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно
и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по
снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в
чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению,
семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтѐрства
и добровольчества;
4) эстетическое воспитание:

эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и
безопасного поведения в повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню
развития общей теории безопасности, современных представлений о
безопасности в технических, естественно-научных, общественных,
гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры
безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ,
осознание
его
значения
для
безопасной
и
продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности
избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях);
6) физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приѐмов оказания первой помощи и готовность применять их в
случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных
форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для
развития личности, общества и государства, обеспечения национальной
безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований
безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая
военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
8) экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, их роли в
обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение представлений о деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать их
приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их
возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности
жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной)
ситуации, выбирать способы их достижения с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности,
оценивать риски возможных последствий для реализации рискориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности
личности, общества и государства, анализировать их различные состояния
для решения познавательных задач, переносить приобретѐнные знания в
повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в
области безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в
том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать
новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач
с учѐтом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач
результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых
условиях;

характеризовать приобретѐнные знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных
задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить
приобретѐнные знания и навыки в повседневную жизнь.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа
различных видов информации из источников разных типов при
обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учѐтом
характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать
оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, еѐ соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и
защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности и гигиены.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы еѐ организации в повседневную
жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного
общения;
владеть приѐмами безопасного межличностного и группового общения;
безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный
способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своѐ решение;
оценивать приобретѐнный опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на
основе личных предпочтений и за счѐт привлечения научно-практических
знаний других предметных областей; повышать образовательный и

культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою
деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приѐмы рефлексии для анализа и оценки образовательной
ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности
контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учѐтом общих
интересов, мнений и возможностей каждого участника команды
(составлять план, распределять роли, принимать правила учебного
взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий
результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и
практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по ОБЖ на уровне
среднего общего образования характеризуют сформированность у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЖ, должны
обеспечивать:
1) сформированность представлений о ценности безопасного поведения
для личности, общества, государства; знание правил безопасного
поведения и способов их применения в собственном поведении;
2) сформированность представлений о возможных источниках опасности
в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в
природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными
способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание

порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
3) сформированность представлений о важности соблюдения правил
дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности
на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение
применять их на практике; знание о порядке действий в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
4) знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение
применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных
ситуациях природного характера; сформированность представлений об
экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе,
разумного природопользования;
5) владение основами медицинских знаний: владение приѐмами оказания
первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики
инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического
здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его
роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного
отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
6) знания основ безопасного, конструктивного общения; умение
различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера; умение предупреждать опасные явления и
противодействовать им; сформированность нетерпимости к проявлениям
насилия в социальном взаимодействии;
7) знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой
среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в
деструктивную деятельность) и противодействовать им;
8) знание основ пожарной безопасности, умение применять их на
практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе
пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в
природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности;
9) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии
на жизнь личности, общества, государства, экстремизма, терроризма;
знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать
приѐмы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и
противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного
уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе
совершения террористического акта, при совершении террористического
акта, при проведении контртеррористической операции;
10) сформированность представлений о роли России в современном
мире, угрозах военного характера, роли вооружѐнных сил в обеспечении
мира;

знание основ обороны государства и воинской службы, прав и
обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание действия
при сигналах гражданской обороны;
11) знание основ государственной политики в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание
задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей
гражданина в этой области;
12) знание основ государственной системы, российского
законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства,
общества и личности в обеспечении безопасности.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п

Раздел (тема)

I

Безопасность и защита человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в
повседневной жизни, и правила безопасного
поведения.
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни
Основы медицинских знаний и профилактика
инфекционных заболеваний.
Гражданская оборона - составная часть
обороноспособности страны.
Основы военной службы
Раздел 5.Вооруженные Силы Российской Федерации
- защитники нашего Отечества.
Раздел 6. Боевые традиции Вооруженных Сил
России.
Раздел 7. Символы воинской части
Раздел 8. Основы военной службы
Обобщение-повторение за курс ОБЖ 10 класс
Итого:

1

II
2
III
IV
3
5
6
7
8

Кол-во
часов
12
12

4
4
3
14
3
2
2
7
1
34

Тематическое планирование 11 класс
№
Раздел (тема)
Кол-во
п/п
часов
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

(13 час).
Раздел 1.
Основы комплексной безопасности.
1
7
Глава 1. Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
2
Глава
2.
Организационные
основы
системы
7
противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
(9 час)
Раздел 4.
Основы здорового образа жизни
3
Глава 3. Нравственность и здоровье.
4
Раздел 5.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
4
Глава 4. Первая помощь при неотложных состояниях.
5
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства
(12 час)
Раздел 6.
Основы обороны государства.
5
Глава 5. Вооружѐнные Силы Российской Федерации1
основы обороны государства.
6
Глава 6. Символы воинской части.
1
7
Глава 7. Воинская обязанность.
3
8
Раздел 7. Основы военной службы
1
9
Глава 8. Особенности военной службы.
1
10
Глава 9. Военнослужащий-вооружѐнный защитник
2
Отечества.
11
Глава 10. Ритуалы Вооружѐнных Сил Российской
1
Федерации
12
Глава 11. Прохождение военной службы
1
13
Глава 12. Прохождение военной службы по контракту
1
Итого
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразо
вательных учреждений: базовый и профил. уровни/ А.Т.Смирнов, Б.О.
Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; «Просвещение».-:Просвещение, 2014.;

Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразо
вательных учреждений: базовый и профил. уровни/ А.Т.Смирнов,
Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; М.: Просвещение, 2014.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации;
Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация
учащихся 10—11 классов / А. А. Волокитин,Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и
др. — М.: Дрофа.
Хромов Н. И. Методика проведения практических занятий по основам
военной службы. 10—11 классы: учебно-методическое пособие. — М.:
Дрофа.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Министерство внутренних дел РФ
http://www.mvd.ru
МЧС России
http://www.emercom.gov.ru
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
http://www.minzdrav-rf.ru
Министерство обороны РФ
http://www.mil.ru
Министерство просвещения РФ
http://mon.gov.ru/
Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1
сентября»)

http://festival.1september.ru
Энциклопедия безопасности
http://www.opasno.net
Личная безопасность
http://personal-safety.redut-7.ru
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности
http://www.alleng.ru
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях
http://www.hardtime.r


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».